В 2018-м году НПФ «ВЕКТОР» принимала участие в разработке и пусконаладке системы управления для новой электромеханической трансмиссии 90-тонного самосвала БелАЗ. Проект выполнен в кооперации с ЗАО «ПТФК «ЗТЭО» (изготовление электродвигателей и генераторов), фирмой «НПП ЦИКЛ+» (разработка и изготовление силовых преобразователей) и университетом МЭИ (разработка тяговых двигателей). На момент написания данного текста самосвал проходит опытную эксплуатацию в угольном разрезе Кемеровской области, готовится к выпуску еще несколько экземпляров машин.
Выполнение данного проекта подробно описано в нашем блоге на ресурсе Habr в виде трех статей:
- Как мы делали БелАЗ. Часть 1 – Железо
- Как мы делали БелАЗ. Часть 2 – Лабораторные испытания
- Как мы делали БелАЗ. Часть 3 – Пусконаладка на разрезе
Технические характеристики разработанной элеткротрансмиссии:
- Номинальная мощность тягового генератора: 750 кВт
- Номинальная мощность тягового электродвигателя: 320 кВт
- Номинальная мощность тормозной резистивной установки: 2х600 кВт
- Номинальная частота вращения тягового генератора: 1900 об/мин
- Максимальный момент на валу тягового электродвигателя: 8490 Нм
- Номинальный КПД тягового генератора: 95%
- Номинальный КПД тягового электродвигателя: 94%
- Охлаждение агрегатов КТЭО: воздушное
Генератор ГСТ-850 – классический синхронный генератор, с двумя трёхфазными обмотками статора, мощностью 850 кВт (режим S6), номинальная – 750 кВт (режим S1). В ГСТ-850 отсутствует обмотка третьей гармоники, поскольку питание обмотки возбуждения (ОВ) осуществляется с помощью преобразователя обмотки возбуждения (ПОВ) напрямую со звена постоянного тока (ЗПТ).
ДВИТ-320 – вентильно-индукторный двигатель с независимым возбуждением, с тремя трёхфазными обмотками статора, мощностью 320 кВт (режим S1), работа с максимальным моментом в диапазоне частот вращения 0…286 об/мин, работа с постоянством мощности на валу — 380…4050 об/мин.
Шкаф управления ШУ Б-90 конструктивно представляет собой три моноблока, размещенных в одном корпусе.
Фотографии оборудования (кликабельны):
Особенно стоит отметить, что для управления 9-ти фазным тяговым вентильно-индукторным двигателем используется отечественный микроконтроллер К1921ВК01Т.
НПФ «ВЕКТОР» в данном проекте производила разработку контроллеров, алгоритмов управления, ПО контроллеров, диагностического ПО компьютера, а также сопровождение испытаний и пусконаладку оборудования на объекте заказчика.
Работы были выполнены в кратчайшие по меркам такого проекта сроки — за два года.