Компания НПФ «ВЕКТОР» разработала систему управления для опытного образца электрического автобуса: контроллер тягового электродвигателя (управляет вентильно-индукторным электродвигателем) и контроллер верхнего уровня (для обработки органов управления и взаимодействия с зарядной станцией и BMS аккумуляторной батареи).
Проект выполнен в кооперации с ЗАО «ПТФК «ЗТЭО» (изготовление электродвигателя), фирмой «НПП ЦИКЛ+» (разработка и изготовление силового преобразователя) и университетом МЭИ (разработка тягового двигателя).
В настоящее время (2017й год) многие фирмы разрабатывают электрические автобусы (электробусы) для нужд больших городов. К нашей фирме обратился заказчик, которому было интересно испытать наше тяговое электрооборудование в составе своего автобуса и сравнить с показателями других исполнителей. Разработки новой конструкции оборудования для этого проекта не проводилась, для автобуса была адаптирована существующая конструкция электродвигателя и преобразователя номинальной мощностью 130кВт (250кВт в пике) на базе вентильно-индукторного двигателя с независимым возбуждением. Электродвигатель устанавливался один на задний мост по троллейбусной схеме.
НПФ «ВЕКТОР» разработала программное обеспечение для стыковки с органами управления автобусом (педали), с литиевой батарей и зарядной станцией (связь с BMS по CAN), а также были реализованы энергосберегающие режимы движения и торможения автобуса.
Автобус прошел пусконаладку и ходовые испытания на заводе, а также испытания предельных технических характеристик на полигоне (преодоление уклонов, торможение и т.п.). Испытания показали необходимость увеличения передаточного числа редуктора (редуктор и тяговый двигатель не были соответствующим образом согласованы, так как опытный образец собирался из уже разработанных комплектующих), поэтому существующий электродвигатель работал в постоянной перегрузке, хотя и обеспечивал уверенный разгон автобуса. Была необходима либо переработка редуктора, либо увеличение момента тягового двигателя.
Максимальная достигнутая на испытаниях скорость составляла 90км/ч, а максимальный преодолеваемый подъем — 12%.
К сожалению, из-за необходимости доработки и вопросов сертификации нового оборудования, а также сжатых сроков на поставку большой партии изделий заказчик перенес свое внимание на готовые решения иностранных производителей, несмотря на успешные результаты испытаний данного опытного образца.